Как и когда проводить инвентаризацию?
Инвентаризация проводится с целью выявления фактического материального положения предприятия, организации или учреждения, а также для проверки правильного хранения ценностей, их текущего состояния.
Как и когда проводить инвентаризацию?
В отличие от контрольных бухгалтерских проверок инвентаризация является более ответственным и серьезным мероприятием. Проводить ее желательно со всей ответственностью и в случаях необходимости. Ведь слишком частые ревизии могут тормозить основные производственные процессы, а слишком редкое проведение инвентаризации может повлечь за собой халатное отношение сотрудников, хищение или порчу материальных ценностей компании. Чтобы найти золотую середину и составить эффективный график проведения инвентаризаций можете обратиться к нашим специалистам.
Самая важная инвентаризация проводится перед сдачей годовой отчетности.
Прежде чем сдать годовую отчетность, бухгалтерии нужно провести инвентаризацию по всем правилам: установленным законодательно и внутри предприятия. Особенно важно учесть грамотность проведения инвентаризации перед сдачей годовой отчетности. Процедура должна быть проведена в соответствии с установленными законодательством правилами. Важно правильно заполнять документацию при этом и соблюдать установленные для обязательных инвентаризаций сроков.
Активы проверяются в период с 1 октября по 31 декабря. Проверить обязательства необходимо по наличию на 31 декабря. Если этого не сделать, то можно получить штраф до 8 250 000 сумов. Поэтому не забывайте о таких нюансах. Также важно грамотно проводить саму инвентаризацию. Как это сделать, сейчас расскажем.
Инвентаризация – что это такое
Инвентаризация представляет собой действия по учету фактически присутствующего имущества, активов и обязательств, для сравнения с данными в бухгалтерских отчетах. Она проводится для того, чтобы своевременно выявить любые отклонения в отчетах, не соответствующие действительному имущественному положению. Регламентируется проведение процедуры официальным документом, а именно НСБУ № 19.
Сколько нужно провести инвентаризаций в течение года, время их проведения и прочие моменты устанавливает руководство компании. Очень хорошо прописывать порядок и сроки в учетной политике компании.
Однако существуют и инвентаризации, которые необходимо проводить в обязательном порядке, список и сроки которых прописаны в НСБУ № 19, конкретно в п. 1.5 и 1.6.
Инвентаризации подлежит практически все имущественные и неимущественные ценности компании. Это не только активы и обязательства, находящиеся на балансе, учтенные ценности, движимое и недвижимое имущество и запасы уже поступившие, но еще не переданные на рабочие места, все виды производственных запасов. Инвентаризации подлежат и активы, которые не были учтены ранее, а также те ценности и имущество, которое числится в бухучетах, но не является собственностью компании. Узнать подробней, что подлежит инвентаризации, а что нет, можно у наших бухгалтеров.
Лучше всего проводить данное мероприятие непосредственно по месту расположения имущества и персонально по каждому материально-ответственному лицу.
Мы рекомендуем делать регулярные ревизии в следующих случаях:
- при подготовке годовой отчетности по финансам и бухгалтерии;
- ежегодно при пересчете материальных активов;
- один раз в два года оценивать фактическое состояние средств, находящихся на основном балансе;
- ежемесячно оценивать текущее состояние производственной базы, материального положения компании или предприятия;
- один раз в квартал проводить инвентаризацию ГСМ и прочих расходных материалов;
- драгметаллы подлежат инвентаризации согласно инструкции № 160 и внутренним распоряжениям компании.
При необходимости наши специалисты составят индивидуально для вашего предприятия график инвентаризаций, необходимых под ваши нужды.
Инвентаризация производственной продукции и расходных материалов производится во время их наименьшего остатка и в следующих случаях:
- если производится переоценка или перераспределение средств;
- осуществляется замена материально-ответственных кадров или руководящих лиц;
- были установлены факты хищений, краж, причинения вреда имуществу или другие моменты, которые могли привести к утрате материальных ценностей;
- после негативных природных явлений, различных бедствий и катастроф, в результате которых предприятию был нанесен материальный ущерб, это могут быть пожары, землетрясения, извержения вулканов, цунами и прочее;
- если производится ликвидация предприятия или его реорганизация.
Важно проводить инвентаризацию, если с предприятия выбывает более половины сотрудников.
Существуют и другие причины для проведения инвентаризации. Узнать об этом подробней можно у наших специалистов.
Как подготовиться к инвентаризации
Перед проведением такого важного для успешной работы предприятия мероприятия необходимо произвести несколько предварительных действий.
1. подготовить приказ в произвольной или установленной в компании форме о проведении инвентаризации.
2. Далее нужно собрать комиссию, и ознакомить их с приказом.
3. Также ознакомить с приказом необходимо всех других заинтересованных лиц, сотрудников, руководство, материально-ответственных лиц.
4. Важно собрать расписки, что материально ответственные сотрудники к началу ревизии сдали в бухгалтерию всю необходимую документацию.
5. Также нужна расписка сотрудников о том, что ими оприходованы все поступившие активы, а выбывшие ценности поставлены на списание.
Только после этого можно приступать непосредственно к пересчету активов.
Результаты инвентаризации
После проведения ревизии необходимо подвести итоги и грамотно их оформить. Результаты инвентаризации фиксируются в специальной описи, называемой инвентаризационной. Она составляется по унифицированному бланку установленного образца. Для различного вида имущества и материальных ценностей есть свои бланки, утвержденные в приложениях к НСБУ № 19. Важно использовать бланки правильно. Если вы сомневаетесь в выборе бланков и грамотном их заполнении, то обращайтесь к нашим специалистам.
Инвентаризационная опись может заполняться как вручную, так и с помощью компьютерных программ. Правила заполнения также описаны в НСБУ № 19, а конкретней, в п. 2.15 и 2.18.
При исправлении ошибок правки вносятся во все экземпляры описи и заверяются всеми членами комиссии по инвентаризации и сотрудниками, причастными к этому. Неверную запись нужно зачеркнуть, а над ней записать верное.
Важно: в описи не должно быть ни в коем случае пустых строчек. Если на последней странице остались пустые строки, то их следует зачеркнуть. Также на последней странице обязательно делается пометка о том, что материальные ценности проверены, итоги подведены. Под записью также должны подписаться все участники ревизии.
Готовую опись подписывают все участники процесса: сотрудники и инвентаризационная комиссия, материально-ответственные лица. Также материально ответственный сотрудник должен расписаться в том, что ревизия была проведена в его присутствии, он ознакомлен с результатами и согласен, претензий не имеет.
Излишки и недостачи
В случае выявления отклонений фактических показателей от отчетных оформляется сличительная ведомость, на компьютере или в письменном виде. Составить ее можно только по имуществу, в отношении которого выявлены недостача или излишки. Укажите размер расхождений, которые были выявлены при инвентаризации. Законодательные положения по заполнению сличительной ведомости смотрите в п. 4.69 выше указанного стандарта или узнайте у наших бухгалтеров.
При выявлении излишков устанавливается причина их возникновения и виновные лица, а также имущество принимается на учет по рыночной цене.
Если была выявлена недостача, то возможно произвести списание, если таковое предусмотрено внутренними правилами предприятия и сумма недостающих средств не превышает установленные нормы на списание. Если недостача свыше установленных норм, то необходимо выявить виновных лиц и возложить на них ответственность по возмещению убытков.
Если при проведении ревизии были выявлены случаи хищения, растраты, порчи или другие проблемы, решаемые на судебном уровне, то следует обратиться в следственные органы не позднее
5 дней после подписания документации по инвентаризации.
Чем грозит несвоевременное проведение обязательной инвентаризации
Если компания пренебрегает правилами, установленными законодательно, то, конечно же, последуют различные штрафные санкции со стороны госорганов. Если обязательная инвентаризация была проведена неграмотно и не соответствует действующим правилам, то данные годовой отчетности будут признаны не достоверными. Обнаруживаются такие несоответствия в ходе аудиторских проверок.
Как видите, есть очень много нюансов, соблюдение которых обязательно. Мы описали лишь некоторые из них, по которым чаще всего предприниматели совершают ошибки. Чтобы провести инвентаризацию грамотно, вы можете воспользоваться услугами наших бухгалтеров на аутсорсинге. Также если в вашей работе возникают сложности, связанные с учетом товарно-материальных ценностей, сдачей бухгалтерских отчетов и прочими проблемами в сфере бухгалтерии, то смело обращайтесь к нашим специалистам. Мы проведем аудит и выявим проблемные места вашего бизнеса, поможем с грамотным ведением бухгалтерии и сдачей отчетности в налоговые органы.
Компания «AAA Financier» - это опытные и ответственные бухгалтера. Доверьте вашу бухгалтерию нам и работайте или отдыхайте спокойно!
28 августа 2023
Инвентаризация - какие активы необходимо пересчитать
Инвентаризация проводится с целью проверки активов компании и сопоставления их фактического наличия с данными, отраженными в бухгалтерском учете. Инвентаризация бывает плановая, обязательная и инициативная.
Подробнее19 июля 2023
Что такое стат. отчет, для чего необходим, где и как сдавать?
Сдавать статистические отчеты обязаны все юридические лица и частные предприниматели. Вид деятельности и налоговый режим на обязательность сдачи отчетности не влияют. Малому и среднему бизнесу можно подавать отчетность в упрощенной форме.
Подробнее01 июня 2023
Бухгалтерский аутсорсинг: типы и виды
В современное время типом бухгалтерских услуг является аутсорсинг. При оказании аутсорсинговых услуг вы делегируете на основе официального Договора определенные функции
Подробнее