Русский Uzbek
+998 90 717-07-01 +998 90 717-07-01 +998 90 974-44-68

Как рассчитать себестоимость продукции?

В рачительном и разумном производственном процессе важную роль для рентабельности играет производственная себестоимость.

Производственная себестоимость – это показатель, который позволяет определить стоимость продукта, а также грамотно рассчитать налог на прибыль. Поэтому этому моменту в ведении бухгалтерии стоит уделить особое внимание.  В статье расскажем о том, как правильно рассчитывать производственную себестоимость, и о некоторых моментах налогообложения.

Что такое производственная себестоимость?

Начнем с азов, без которых грамотное ведение бухгалтерии невозможно. Ведь наш блог читают не только бухгалтера с опытом, но и частные предприниматели, не имеющие базовых познаний в сфере бухгалтерии.

Производственная себестоимость продукции – это исчисление суммы всех без исключения затрат, необходимых для изготовления продукции. К ним относится: сырье, закупка и обслуживание оборудования, затраты на электроэнергию, зарплаты сотрудникам, а также затраты, связанные с управлением и обслуживанием производственных процессов. Затраты могут быть как прямые, так и косвенные. Не включаются в производственные затраты  на общехозяйственные и коммерческие нужды.

Производственная себестоимость может рассчитываться на разных производственных этапах, а также на этапе предзапуска продукции, для оценки конкурентоспособности продукта и формирования оптимального ценового диапазона.

Себестоимость продукции — это важнейший финансовый показатель производственных компаний, представляющий собой совокупность всех затрат, необходимых для производства товаров или услуг. Без него невозможно представить грамотное ведение бизнеса.

Для чего нужен расчет себестоимости?

    Такой показатель, как себестоимость продукции необходим для нескольких целей.

Во первых – это важнейший критерий в ценообразовании. Невозможно поставить цену на продукт, не окупив затраты на его производство. Это будет не рентабельно и не эффективно, но только лишь в том случае, если в дальнейшем стоимость товаров можно будет резко повысить и скомпенсировать убытки. Некоторые компании так делают на первоначальном этапе запуска продукта. Однако опускать цены в разы ниже себестоимости опасно.

    Также этот показатель используется для расчета прибыли или убытков компании, окончательного финансового результата. Простой подсчет трат и прибыли от реализации товаров, услуг бывает совсем непростым. Здесь также есть свои риски не продать своевременно всю выпущенную продукцию. Особенно важным этот момент является для производителей скоропортящихся товаров.

Поэтому важным является этап планирования и связка с грамотным расчетом производственной себестоимости. Это позволяет понять, сколько нужно денег на запуск производства и сколько можно получить прибыли.

Частые ошибки при расчете производственной себестоимости

Для многих начинающих предпринимателей свойственно допускать одни и те же ошибки, которые мы выявили при своей работе и спешим поделиться с вами. Это позволит вам не допускать их.

1. Не учитываются личные расходы, если руководителем и собственником бизнеса является один человек, что приводит к размытию границ между личными и производственными тратами. К примеру, бизнесмен доставил расходные материалы на собственном автомобиле и не включил эти затраты в себестоимость. Однако ему для этого понадобился бензин и автомобиль. Также он самостоятельно произвел погрузочно-разгрузочные работы. В итоге все это может стоить не менее 150 тысяч сумов. Нужно грамотно включать такие расходы в отчетность.

2. Учет всех расходов ведется некачественно и несвоевременно
Многие предприниматели считают, что все расходы держат в уме. Однако некоторая часть трат может забываться. Поэтому лучше все записывать или вести таблицу.

3. Включение в себестоимость только прямых расходов
Нередко себестоимость рассчитывается неграмотно, благодаря этому моменту. Многие предприниматели включают в расчеты только расходы, непосредственно связанные с производством, не учитывая важные непроизводственные расходы.  

Например, для выпуска блокнотов необходимы: бумага, ленточка для закладки, клей, покупка которых будет считаться прямыми производственными затратами. Себестоимость будет казаться низкой и вполне конкурентоспособной. Однако вам понадобится оборудование, помещения, сотрудники, электроэнергия и многое другое, а также расходы на рекламу, зарплата управленцам и бухгалтерам. В каких-то моментах вы можете сэкономить и снизить себестоимость, но не во всех.

4. Неграмотное распределение расходов, не касающихся производства напрямую
Обычно такую ошибку совершают предприниматели, которые выпускают несколько видов товаров или оказывают широкий спектр услуг. В этом случае нужно подсчитать непроизводственные траты и разделить их между всеми товарами или услугами, либо найти вариант, который позволит эти траты включить в производственные. Например, если новый товар только выводится на рынок, то тогда в него можно не включать непроизводственные траты, распределив их между хорошо продающимися товарами. Это позволит создать конкурентоспособный ценовой диапазон для выхода на рынок.

5. Единоразовый расчет себестоимости на все времена
К сожалению, в наше нестабильное время невозможно один раз рассчитать производственную себестоимость продукта. Все меняется, стоимость сырья и энергии, оплата труда и прочее. Также могут возникнуть непредвиденные траты, например, на ремонт оборудования и помещений. Поэтому важно периодически пересчитывать производственную себестоимость.

Если вам нужны профессиональные бухгалтерские услуги от Аутсорсинговой компании  бухгалтерии, то воспользуйтесь помощью наших специалистов.

Аутсорсинг бухгалтерии от AAA Financier – это лучшее решение для удачного ведения дел. Наша компания  с радостью готова вам помочь на любом этапе. Смотрите подробности тут >>

Похожие статьи.
Как передать бухгалтерию на аутсорсинг?

04 августа 2023

Как передать бухгалтерию на аутсорсинг?

Если вы задумались о том, чтобы передать ведение бухгалтерии на аутсорсинг, то наши специалисты с удовольствием вам в этом помогут.  Такой прогрессивный метод ведения бухгалтерии и кадрового учета уже популярен во всем мире и в Узбекистане в частности.

Подробнее
Что такое аутсорсинг в бухгалтерии простыми словами?

03 августа 2023

Что такое аутсорсинг в бухгалтерии простыми словами?

Аутсорсинг  – это передача внешней компании или специалисту ведения бухгалтерии, финансов и кадрового учета. Профессионалы рассчитывают налоги и зарплату, ведут отчетность, сдают отчеты в инстанции.

Подробнее
Как провести новогодний банкет с финансовой пользой для компании

15 декабря 2023

Как провести новогодний банкет с финансовой пользой для компании

Также траты на новогодний банкет будут относиться к невычитаемым расходам относительно налога на прибыль. Они включены в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Этот момент регулируется такими статьями Налогового Кодекса, как: 317 и 267.

Подробнее